4 961 инвесторов
30 448 заемщиков
Опубликовано займов на 1 901 401 018 руб.
Как можно доработать законопроект о регулировании криптовалют в России.

Как можно доработать законопроект о регулировании криптовалют в России.

25.01.2018

Сегодня Минфин опубликовал законопроект о регулировании цифровых финансовых активов в России. Он вводит такие понятия как криптовалюта и токен, а также определяет порядок и способы размещения токенов и учет операций с ними.

Главная проблема законопроекта, на мой взгляд, заключается в том, что криптовалюта и токен в нем определены как разные вещи, причем если токен описан как форма заимствования, то что такое криптовалюта, не разъясняется. При этом документ регулирует именно операции с токенами, но не криптовалютами, за исключением одного пункта: майнинг криптовалют – предпринимательская деятельность.

Хорошая новость: эмитировать (токены) можно всем, даже физическим лицам и гражданам, имеющим непогашенную судимость. Но, возможно, в Госдуме последнюю «дырку» прикроют.

Плохая новость: более 50 тыс. рублей в токенах разрешат держать в руках только квалифицированным инвесторам, которые по существующему законодательству имеют во владении ценных бумаг не менее чем на 6 миллионов рублей; опыт работы в организации, которая совершала сделки с ценными бумагами не менее двух лет; и лично совершали сделки с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами за последние четыре квартала в среднем не реже 10 раз в квартал, но не реже одного раза в месяц.

В общем, это далеко не среднестатистический житель России. Неквалифицированным инвесторам не разрешат даже иметь крипто-кошельки – только «специальный счет, открываемый приобретателю оператором обмена цифровых финансовых активов». Любой обмен криптовалют предлагается проводить только через лицензированного Центробанком «оператора обмена цифровых финансовых активов», но это и неудивительно — ведь как самостоятельно обмениваться, если кошелька нет.

Еще более плохая новость: майнинг криптовалют будет считаться предпринимательской деятельностью. В самом законопроекте ничего больше на этот счет не сказано, но у нас хватает и других норм, где указано, что для ведения предпринимательской деятельности надо регистрироваться, сдавать отчетность и платить налоги. В определениях присутствует простонародный «майнинг» и тут же «валидация», но нет «деятельности по поддержке инфраструктуры» (хранения и подписи транзакций), которая составляет основную часть майнинга. При этом в законопроекте есть требование, чтобы у каждой эмиссии токенов был выделенный валидатор, так что о распределенности можно забыть. Впрочем, дискуссии о введении стандартной валидации токенов ведутся и на Западе. Возможно, тут мы будем впереди планеты всей.

Ну и мелочи: вы же не думали, что вся эта подозрительная деятельность обойдется без тонны бумаг? Так вот — инвестиционный меморандум и публичная оферта, содержащие все подробности ICO, должны быть распечатаны, подписаны и сданы в спецдепозитарий.

Возможно также, что на сайте Минфина выложен не весь документ, так как всего 5 глав для законопроекта маловато, да и преамбула упоминает, например, «осуществление прав и исполнение обязательств по смарт-контрактам», которое в тексте присутствует тремя словами, а в действительности представляет собой обширное поле, нуждающееся в регулировании. Однако не будем забывать, что перед нами всего лишь вариант, который даже если и ляжет в основу закона, будет до неузнаваемости изменен в процессе согласований в комитетах и чтений в Госдуме.

Полная версия материала